Четверг, 11 Апрель 2013 10:51

Результат реорганизации движения по ул.Кутякова и ул.Московской

На 2013 год в Саратове запланирована реконструкция центральной улицы Кутякова и изменение организации дорожного движения в центральной части города. Мы будем подробно разбирать некоторые детали этой реорганизации. Сейчас же посмотрим на общую картину, и выделим основные моменты.

Со временем сложилось, что транспорт Саратова живет своей отдельной жизнью от города. Возводятся высотные жилые здания, строятся торогово-развлекательные центры, крупные офисные здания и все эти объекты фактически падают как в тетрисе, стремясь занять любое свободное пространство в городе, и чем ближе это пространство к центру, тем больше очков получает строитель. Последствия печальны. Город потерял свое лицо и самое печальное, что все эти строения никак не связаны с транспортной системой. Дороги в центре города никак не изменялись с прошлого века, организация дорожного движения осталась на уровне города, где самое высокое здание это 14 этажный жилой дом.

Что же мы имеем к 2013 году? Город застроен и продолжает застраиваться, физически расширять дороги некуда, сносить постройки соответственно невозможно. Единственный вариант это распределять транспортные потоки на существующих доступных площадях. Справедливости ради, стоит отметить что возможности для распределения есть и как было отмечено выше, транспортной системой никто не занимался с очень давних времен, а значит на нее можно взглянуть по новому и что называется навести порядок.

В 2008 году утвержден генеральный план города Саратова. В плане все красиво, и многоуровневые развязки, и скоростной общественный транспорт, но как и в любом Российском городе план остается планом и к реализации получаются доступны только наименее затратные пункты. В любом случае настает момент когда надо что то делать. Один из вариантов оптимизации транспортного движения в центре Саратова это изменение схемы движения по ул.Кутякова-Челюскинцев и ул.Московской. Давайте сначала посмотрим откуда едут в центральную часть в какие ворота попадают.

Районы Саратова

  1. Ленинский район - самый крупный район города
  2. Поселок "Солнечный" - современный микрорайон. Также в этой зоне осуществляется строительство новых микрорайонов по направлению к волге.
  3. Поселок "Юбилейный" - перспективное направление развития города вверх по волге. Коттеджные поселки, таунхаусы.
  4. Энгельс - соседний небольшой город
  5. Фрунзенский и Кировский районы, так называемое Саратовское замкадье. С одной стороны это центральные районы города, с другой их часть отделена от центра города железной дорогой.
  6. Заводской район - когда то важнейший промышленный центр города. Сегодня самый непрестижный район города.

Как видно центральная часть принимает на себя колосальное количество людей на такую площадь. Зачем людям ехать в центр? Как выше отметили, центральная часть считается на сегодняшний день наиболее престижной для открытия офисов, ведения бизнеса, торговли, открытия каких либо контор предоставляющих различные услуги и прочего. То есть центральная часть получилась рабочей зоной города. В центр едут не отдыхать, а работать. Это подтверждает значительное снижение транспортной нагрузки в выходные и праздничные дни. Набережная, липки, городской и детские парки используются местными жителями, специально погулять и отдохнуть в центральную часть люди не приезжают. Из близлежащих районов в Саратов тоже не съезжаются, как например в Москве. Основной трафик это на работу утром, по работе днем и с работы вечером.

Вернемся к транспортной системе. Давайте посмотрим какие транспортные ворота для жителей отдаленных районов предлагает центральная часть Саратова.

Ворота в центр

Во первых разберемся зачем нужна эта реконструкция? Ведь дороги от этого шире не станут. Если пара ул.Соколовая-ул.Большая горная(движение на которых тоже должно быть перераспределено в ближайшее время) предназначены для транзитного трафика в обход центра, то пара ул.Кутякова-ул.Московская предназначены для встречи трафика из зон 1, 2, 3, 4. То есть львиную долю "гостевого целевого" трафика эти улицы должны принять, а потом и проводить достойно и с почетом.

Как распределен трафик на сегодняшний день, въезды и выезды из центра через северную границу

Трафик в центре Саратова

Вот так сегодня въезжают и выезжают из центра. Максимальная доступная ширина направления - 2 полосы. Схема основана на многолетнем опыте передвижения по центру города, сотнях въездов и выездов из него, тысячах накатанных километров. Проблема очевидна - огромное количество пересечений, огромное количество левых поворотов - в узких рамках такая организация движения недопустима. Это при том, что рассматриваем исключительно целевой трафик, для которого конечный пункт назначения в центре. Существует еще проблема транзитного трафика через центр города, но это отдельная большая тема. Рассматриваемая реконструкция предназначена для целевого трафика, соответственно без ущерба транзитному.

Так откуда же растут корни у такой запутанной сети? Как ни странно, но это происходит из-за наличия выбора маршрута. Например из Энгельса до ж/д вокзала есть три дороги по направлению к вокзалу, и множество пересекающих для смещения. Все дороги примерно равны по статусу, загруженности, состоянию и выбор маршрута ничем, кроме личного восприятия не обоснован. Так весь трафик переплетающимися нитями идет к одной точке и обратно, образуя множество ненужных пересечений. Все чаще начинают использоваться второстепенные улочки, еще более усугубляя обстановку.

Центр Саратова имеет продолговатую форму, вдоль грани треугольника центральных районов и очевидным решением является организация продольных магистралей. Трафик попадает на магистраль и съезжает с нее на требуемой улице, а не плутает по небольшим улицам, стараясь объехать очередной затор.

Первая магистраль не вызывающая сомнения это пара улиц Соколовая и ул.Большая Садовая, но она проходит за центральной частью и распутать переплетения трафика в самом центре не сможет.

На карте видно, что центр пронзают вдоль от и до три дороги. Ширина ни одной из них не позволяет создать полноценную магистральную дорогу. Выход - это взять две дороги и организовать на них одностороннее движение. Ул. Большая казачья недостаточно широкая, с нее наоборот надо снимать нагрузку. К слову генеральный план предусматривает развитие одностороннего движения (котрое надо по городу пересматривать в целом с 0), однако есть и не большие противоречия этой реорганизации с планом.

Таким образом ул.Московская (4 полосы) и ул.Кутякова (5 полос) остаются единственным вариантом распутать нити и стать безальтернативным удобным вариантом движения через центр.

За счет выделенных полос для маршрутных транспортных средств, будет полностью исключена парковка на одной стороне дороги даже для тех кто не привык соблюдать правила. Автобусы будут лишены возможности устраивать "гонки за пассажирами"Общественный транспорт, которого на данном направлении более 10 маршрутов, уже точно не застрянет в пробке, а личный транспорт поедет значительно свободнее.

Распределение трафика после реорганизации движения на ул.Московская, ул.Кутякова, ул.Челюскинцев, ул.Соколовая, ул.Большая Горная.

Трафик в центр Саратова после реконструкции

Напомню, на схеме изображен исключительно целевой трафик из северной части города и из Энгельса. Конечно же такая реорганизация не решает сразу всех проблем, и даже при такой организации движения остаются сложнейшие транспортные узлы, такие как Колхозная площадь, пересечение ул.Радищева и ул.Кутякова, ужатая ул.Университетская и прочие, но очевидно город приобретает свободные многополосные направления с выделенными полосами для общественного транспорта, реализация которых не требует колосальных вложений, а вклад в транспортную систему центра города на фоне полного бездействия в течении десятков лет просто огромный.

Анонс:

  • Перекресток ул.Астраханская-ул.Кутякова,
  • 5 полос направляется в "тупик" на Аткарской.